Что такое биткоин?

Биткоин — это первая и самая известная криптовалюта. Она позволяет совершать одноранговый обмен ценностями в цифровой среде за счет использования децентрализованного протокола, криптографии и механизма для достижения глобального консенсуса по состоянию публичного реестра транзакций (блокчейна).

По сути, биткоин — это форма цифровых денег, которая (1) существует независимо от какого-либо правительства, государства или финансовой организации, (2) может пересылаться по всему миру без централизованного посредника и (3) имеет известную денежную политику, которую нельзя изменить.

Биткоин — это также программный протокол Bitcoin и денежная единица, обозначаемая тикером BTC.

Запущенный анонимно в январе 2009 года для нишевой группы технологов биткоин сегодня является финансовым активом, торговля которым ведется по всему миру с ежедневным объемом, измеряемым десятками миллиардов долларов. Несмотря на то, что его регуляторный статус варьируется от региона к региону и продолжает меняться, биткоин чаще всего регулируется либо как валюта, либо как товар, и его использование законно (с разными уровнями ограничений) во всех основных экономиках.

Содержание

  1. Происхождение, ранний рост и эволюция биткоина
  2. Для чего используется биткоин?
  3. Главные характеристики сети Bitcoin:
  4. Экономические характеристики сети Bitcoin
  5. Кто решает, что такое Bitcoin?

Происхождение, ранний рост и эволюция биткоина

Биткоин основан на идеях, изложенных в официальном документе 2008 года под названием «Биткоин: система цифровой пиринговой наличности».

В документе подробно описаны методы, позволяющие «любым двум желающим сторонам совершать сделки напрямую друг с другом без необходимости в доверенной третьей стороне». Использованные в сети технологии решили проблему двойных расходов, впервые допустив цифровой дефицит.

Автором этой статьи был указан Сатоши Накамото, предполагается, что это псевдоним человека или группы людей, личность которых до сих пор остается загадкой. Накамото выпустил первый программный клиент Bitcoin с открытым исходным кодом 9 января 2009 года, и любой, кто установил этот клиент, мог начать пользоваться сетью Bitcoin.

Первоначальный рост сети Bitcoin был прежде всего обусловлен ее полезностью в качестве нового способа обмена ценностями в цифровом мире. Первыми сторонниками, по большому счету, стали «сайферпанки» — люди, которые выступали за использование сильной криптографии и технологий повышения конфиденциальности в качестве пути к социально-политическим изменениям. Однако вскоре значительной движущей силой его принятия обществом стали спекуляции на тему будущей стоимости биткоина.

Цена биткоина и количество пользователей Bitcoin в течение следующих десяти лет росли волнами. По мере того как регулирующие органы в основных экономиках проясняли законность биткоинов, все большее количество бирж биткоинов устанавливали связи с банками, упрощая конвертацию местной валюты в биткоин и обратно. Другие предприятия стали предлагать надежные услуги по хранению, что облегчило институциональным инвесторам доступ к активам, по мере того как все больше крупных инвесторов стали выражать свою заинтересованность.

Для чего используется биткоин?

На самом базовом уровне биткоин полезен для совершения транзакций вне традиционной финансовой системы. Например, люди используют биткоины для осуществления международных платежей, которые проводятся быстрее, безопаснее и с меньшими комиссиями за транзакцию, чем при использовании традиционных методов расчета, таких как сети SWIFT и ACH.

В первые годы, когда сеть была мало распространена, Bitcoin можно было использовать даже для небольших транзакций, при этом он конкурировал с такими платежными сетями, как Visa и Mastercard (которые обрабатывают транзакции гораздо медленнее). Однако по мере того, как Bitcoin становился все более широко используемым, проблемы масштабирования сделали его менее конкурентоспособным в качестве средства обмена на товары с небольшой стоимостью. Это стало подтверждением нарратива о том, что биткоин является альтернативой золоту или «цифровым золотом». В данном случае инвестиционный тезис заключается в том, что ценность Bitcoin является производной комбинации интегрируемых им технологических достижений, ограниченного запаса со «встроенной в код» денежной политикой и мощных сетевых эффектов.

Еще один популярный нарратив заключается в том, что Bitcoin поддерживает экономическую свободу. По утверждениям, это выражается путем предоставления на добровольной основе альтернативной формы денег, которая совмещает в себе надежную защиту от (1) конфискации денежных средств, (2) цензуры и (3) девальвации за счет неограниченной инфляции. Обратите внимание на то, что этот нарратив и нарратив о «цифровом золоте» не являются взаимоисключающими.

Главные характеристики сети Bitcoin:

  • Децентрализованная: никто не контролирует сеть Bitcoin и не владеет ею, у нее нет генерального директора. Напротив, сеть состоит из добровольных участников, которые соглашаются с правилами протокола (который имеет форму программного клиента с открытым исходным кодом). Изменения в протокол должны вноситься на основании консенсуса его пользователей, а участников огромное количество, включая «ноды», конечных пользователей, разработчиков, майнеров и участников смежных отраслей, таких как биржи, поставщики кошельков и лица, предоставляющие услуги хранения. Это делает Bitcoin квазиполитической системой.

    Подробнее: Как устроено управление Bitcoin?

  • Распределенная: все биткоин-транзакции записываются в публичный реестр, который называется блокчейном. Сеть опирается на людей, которые добровольно хранят копии реестра и запускают программное обеспечение протокола Bitcoin. Эти «ноды» способствуют верному проведению транзакций, следуя правилам протокола, определенным программным обеспечением. В настоящее время по всему миру распределено более 80 000 нод, что делает практически невозможным простой сети или утерю информации.
  • Прозрачная: добавление новых транзакций в реестр блокчейна и состояние сети Bitcoin в любой момент времени (другими словами, «истина») достигается консенсусом прозрачным образом, в соответствии с правилами протокола.
  • Одноранговая: несмотря на то, что ноды передают состояние сети («истину»), платежи фактически проходят напрямую от одного человека или предприятия к другому. Это означает, что не существует никакой необходимости в посреднике в виде какой-либо «доверенной третьей стороны».
  • Не нужны никакие разрешения: любой человек может пользоваться сетью Bitcoin, нет никаких «привратников» и нет необходимости создавать «аккаунт Bitcoin». Любые транзакции, которые соответствуют правилам протокола, будут подтверждены сетью в соответствии с определенными механизмами консенсуса.
  • Псевдоанонимная. Информация о личности, в сущности, не привязана к биткоин-транзакциям. Вместо этого транзакции привязаны к адресам, которые принимают форму случайно сгенерированных буквенно-цифровых строк.
  • Устойчивая к цензуре: поскольку все биткоин-транзакции, которые соответствуют правилам протокола, действительны, так как транзакции псевдоанонимны и поскольку пользователи сами обладают «ключами»' к своим активам биткоинов, правительственным органам трудно запретить людям использовать Bitcoin или получить доступ к активам пользователей. Это важно для свободы и демократии.
  • Общедоступная: все транзакции в сети Bitcoin записываются и являются общедоступными. Несмотря на то что это практически исключает возможность мошенничества, это также позволяет в некоторых случаях дедуктивным методом привязать отдельные личности к конкретным Bitcoin-адресам.

Экономические характеристики сети Bitcoin

  • Фиксированный запас: одним из ключевых параметров протокола Bitcoin является то, что запас со временем возрастет до конечного 21 миллиона коинов. Этот фиксированный и известный объем делает биткоин «твердым активом», что является одной из нескольких характеристик, которые способствовали повышению его воспринимаемой ценности с точки зрения инвестиций.
  • Дезинфляционная: скорость добавления новых биткоинов к обороту постепенно снижается в соответствии с определенным расписанием, встроенным в код. Начав с 50 биткоинов за блок (новый блок добавляется примерно каждые 10 минут), количество выпускаемых биткоинов снижается вдвое примерно каждые четыре года. В мае 2020 года третье такое сокращение снизило выпуск с 12,5 до 6,25 биткоинов за блок. На тот момент было «добыто» 18 375 000 из 21 миллиона коинов (87,5% от общего числа). Четвертое сокращение, которое состоится в 2024 году, сократит выпуск до 3,125 BTC и так далее примерно до 2136 года, когда окончательный халвинг уменьшит вознаграждение за блок до 0,00000168 BTC.
  • Движущей силой является прибыль: основная группа участников (майнеры), вкладывая энергию, необходимую для поддержания и защиты сети, руководствуется прибылью. Посредством процесса, известного как «доказательство выполнения работы» (PoW), майнеры соревнуются за добавление новых блоков в цепочку, составляющую реестр (блокчейн). Затраты на оборудование и электроэнергию, связанные с PoW-майнингом, децентрализованно способствуют обеспечению безопасности сети в соответствии с принципами теории игр. Мотивация прибылью считается важной для стимуляции органического роста.

Подробнее: Что такое майнинг биткоинов?

Кто решает, что такое Bitcoin?

Bitcoin не является статическим протоколом. Он может меняться на протяжении всего своего существования, что он успешно делает и будет продолжать делать. Несмотря на то, что существует ряд формализованных процедур для обновления сети Bitcoin (см. «Как устроено управление Bitcoin?»), управление протоколом в конечном итоге базируется на обсуждении, убеждении и волеизъявлении. Другими словами, люди решают, что такое Bitcoin.

Несколько раз среди сообщества были значительные разногласия относительно направления развития Bitcoin. Когда такие разногласия не удается разрешить путем обсуждения и убеждения, часть пользователей может, по собственному желанию, принять решение признать другую версию Bitcoin.

Такой альтернативной версией с наибольшим количеством приверженцев является Bitcoin Cash (BCH). Она возникла из предложения, направленного на решение проблемы роста транзакционных издержек и увеличения времени подтверждения транзакций. Эта версия Bitcoin начала функционировать 1 августа 2017 года.

Было полезно?

Похожие статьи

Начните здесь →
What is Bitcoin Cash?

Bitcoin Cash is a decentralized peer-to-peer electronic cash system that does not rely on any central authority like a government or financial institution.

Читать статью →
Как создать биткоин-кошелек

CСоздайте биткоин-кошелек, установив приложение Bitcoin.com Wallet

Читать статью →
Изучите основы

Get a simple introduction to Bitcoin and why it matters.

Читать статью →
Как биткоин облагается налогом?

Путеводитель по налогообложению биткоина

Читать статью →
Безопасность цифровых активов

MОбеспечьте безопасность своих цифровых активов с помощью этих простых советов

Читать статью →
Как купить биткоины

Путеводитель по покупке биткоинов

Читать статью →
Как продать биткоины

Путеводитель по продаже биткоинов

Читать статью →
Начните здесь →
Начните безопасно инвестировать с Bitcoin.com Wallet
Создано более 20 миллионов кошельков

Все, что нужно для безопасной покупки, продажи, обмена и инвестирования биткоинов и криптовалюты

Bitcoin.com в вашем почтовом ящике

Еженедельное краткое изложение важных новостей, а также образовательные ресурсы и новости продуктов и услуг, поддерживающих экономическую свободу.

What is Bitcoin?

Bitcoin is the first and most widely recognized cryptocurrency. It enables peer-to-peer exchange of value in the digital realm through the use of a decentralized protocol, cryptography, and a mechanism to achieve global consensus on the state of a periodically updated public transaction ledger called a 'blockchain.'

Practically speaking, Bitcoin is a form of digital money that (1) exists independently of any government, state, or financial institution, (2) can be transferred globally without the need for a centralized intermediary, and (3) has a known monetary policy that arguably cannot be altered.

At a deeper level, Bitcoin can be described as a political, philosophical, and economic system. This is thanks to the combination of the technical features it integrates, the wide array of participants and stakeholders, and the process for making changes to the protocol.

Bitcoin can refer to the Bitcoin software protocol as well as to the monetary unit, which goes by the ticker symbol BTC.

Launched anonymously in January 2009 to a niche group of technologists, Bitcoin is now a globally traded financial asset with daily settled volume measured in the tens of billions of dollars. Although its regulatory status varies by region and continues to evolve, Bitcoin is most commonly regulated as either a currency or a commodity, and is legal to use (with varying levels of restrictions) in all major economies.

Table of Contents

  1. Bitcoin's origin, early growth, and evolution
  2. What is Bitcoin used for?
  3. Bitcoin’s basic features
  4. Bitcoin's economic features
  5. Who decides what Bitcoin is?

Bitcoin's origin, early growth, and evolution

Bitcoin is based on the ideas laid out in a 2008 whitepaper titled Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System.

The paper detailed methods for "allowing any two willing parties to transact directly with each other without the need for a trusted third party." The technologies deployed solved the 'double spend' problem, enabling scarcity in the digital environment for the first time.

The listed author of the paper is Satoshi Nakamoto, a presumed pseudonym for a person or group whose true identity remains a mystery. Nakamoto released the first open-source Bitcoin software client on January 9th, 2009, and anyone who installed the client could begin using Bitcoin.

Initial growth of the Bitcoin network was driven primarily by its utility as a novel method for transacting value in the digital world. Early proponents were, by and large, 'cypherpunks' - individuals who advocated the use of strong cryptography and privacy-enhancing technologies as a route to social and political change. However, speculation as to the future value of Bitcoin soon became a significant driver of adoption.

The price of bitcoin and the number of Bitcoin users rose in waves over the following decade. As regulators in major economies provided clarity on the legality of Bitcoin and other cryptocurrencies, a large number of Bitcoin exchanges established banking connections, making it easy to convert local currency to and from bitcoin. Other businesses established robust custodial services, making it easier for institutional investors to gain exposure to the asset as a growing number of high-profile investors signaled their interest.

What is Bitcoin used for?

At its most basic level, Bitcoin is useful for transacting value outside of the traditional financial system. People use Bitcoin to, for example, make international payments that are settled faster, more securely, and at lower transactional fees than through legacy settlement methods such as the SWIFT or ACH networks.

In the early years, when network adoption was sparse, Bitcoin could be used to settle even small-value transactions, and do so competitively with payment networks like Visa and Mastercard (which, in fact, settle transactions long after point of sale). However, as Bitcoin became more widely used, scaling issues made it less competitive as a medium of exchange for small-value items. In short, it became prohibitively expensive to settle small-value transactions due to limited throughput on the ledger and the lack of availability of second-layer solutions. This supported the narrative that Bitcoin's primary value is less as a payment network and more as an alternative to gold, or 'digital gold.' Here, the argument is that Bitcoin derives value from a combination of the technological breakthroughs it integrates, its capped supply with 'built-into-the-code' monetary policy, and its powerful network effects. In this regard, the investment thesis is that Bitcoin could replace gold and potentially become a form of 'pristine collateral' for the global economy.

Another popular narrative is that Bitcoin supports economic freedom. It is said to do this by providing, on an opt-in basis, an alternative form of money that integrates strong protection against (1) monetary confiscation, (2) censorship, and (3) devaluation through uncapped inflation. Note that this narrative is not mutually exclusive from the 'digital gold' narrative.

Bitcoin’s basic features

  • Decentralized: Nobody controls or owns the Bitcoin network, and there is no CEO. Instead, the network consists of willing participants who agree to the rules of a protocol (which takes the form of an open-source software client). Changes to the protocol must be made by the consensus of its users and there is a wide array of contributing voices including 'nodes,' end users, developers, 'miners,' and adjacent industry participants like exchanges, wallet providers, and custodians. This makes Bitcoin a quasi-political system. Of the thousands of cryptocurrencies in existence, Bitcoin is arguably the most decentralized, an attribute that is considered to strengthen its position as pristine collateral for the global economy.

Read more: How does governance work in Bitcoin?

  • Distributed: All Bitcoin transactions are recorded on a public ledger that has come to be known as the 'blockchain.' The network relies on people voluntarily storing copies of the ledger and running the Bitcoin protocol software. These 'nodes' contribute to the correct propagation of transactions across the network by following the rules of the protocol as defined by the software client. There are currently more than 80,000 nodes distributed globally, making it next to impossible for the network to suffer downtime or lost information.
  • Transparent: The addition of new transactions to the blockchain ledger and the state of the Bitcoin network at any given time (in other words, the 'truth' of who owns how much bitcoin) is arrived upon by consensus and in a transparent manner according to the rules of the protocol.
  • Peer-to-peer: Although nodes store and propagate the state of the network (the 'truth'), payments effectively go directly from one person or business to another. This means there’s no need for any ‘trusted third party’ to act as an intermediary.
  • Permissionless: Anyone can use Bitcoin, there are no gatekeepers, and there is no need to create a 'Bitcoin account.' Any and all transactions that follow the rules of the protocol will be confirmed by the network along the defined consensus mechanisms.
  • Pseudo-anonymous. Identity information isn't inherently tied to Bitcoin transactions. Instead, transactions are tied to addresses that take the form of randomly generated alphanumeric strings.
  • Censorship resistant: Since all Bitcoin transactions that follow the rules of the protocol are valid, since transactions are pseudo-anonymous, and since users themselves possess the 'key' to their bitcoin holdings, it is difficult for authorities to ban individuals from using it or to seize their assets. This carries important implications for economic freedom, and may even act as a counteracting force to authoritarianism globally.
  • Public: All Bitcoin transactions are recorded and publicly available for anyone to see. While this virtually eliminates the possibility of fraudulent transactions, it also makes it possible to, in some cases, tie by deduction individual identities to specific Bitcoin addresses. A number of efforts to enhance Bitcoin's privacy are underway, but their integration into the protocol is ultimately subject to Bitcoin's quasi-political governance process.

Bitcoin's economic features

  • Fixed supply: One of the key parameters in the Bitcoin protocol is that the supply will expand over time to a final tally of 21 million coins. This fixed and known total supply, it is argued, makes Bitcoin a 'hard asset,' one of several characteristics that has contributed to its perceived value from an investment perspective.
  • Disinflationary: The rate that new bitcoins are added to the circulating supply gradually decreases along a defined schedule that is built into the code. Starting at 50 bitcoins per block (a new block is added approximately every 10 minutes), the issuance rate is cut in half approximately every four years. In May 2020, the third halving reduced the issuance rate from 12.5 to 6.25 bitcoins per block. At that point 18,375,000 of the 21 million coins (87.5% of the total) had been 'mined.' The fourth halving, in 2024, will reduce the issuance to 3.125 BTC, and so on until approximately the year 2136, when the final halving will decrease the block reward to just 0.00000168 BTC.
  • Incentive driven: A core set of participants, known as miners, are driven by profit to contribute the resources needed to maintain and secure the network. Through a process known as Proof-of-Work (PoW), miners compete to add new blocks to the chain that constitutes the ledger (the blockchain). The hardware and energy costs associated with PoW mining contribute to the security of the network in a decentralized fashion along game-theory driven principles. The profit motive is considered important in this regard. Further, since miners tend to sell their earned bitcoin to cover their significant mining-related costs, the mining process is seen as a fair mechanism for widely distributing bitcoin.

Read more: What is Bitcoin mining?

Who decides what Bitcoin is?

Bitcoin is not a static protocol. It can and has integrated changes throughout its lifetime, and it will continue to evolve. While there are a number of formalized procedures for upgrading Bitcoin (see "How does Bitcoin governance work?"), governance of the protocol is ultimately based on deliberation, persuasion, and volition. In other words, people decide what Bitcoin is.

In several instances, there have been significant disagreements amongst the community as to the direction that Bitcoin should take. When such disagreements cannot be resolved through deliberation and persuasion, a portion of users may - of their own volition - choose to acknowledge a different version of Bitcoin.

The alternative version of Bitcoin with the greatest number of adherents has come to be known as Bitcoin Cash (BCH). It arose out of a proposal aiming to solve scaling problems that had resulted in rising transaction costs and increasing transaction confirmation times. This version of Bitcoin began on August 1st, 2017.

Was this helpful?

Related guides

Start from here →
What is Bitcoin Cash?

What is Bitcoin Cash? A quick guide to the origin and features of Bitcoin Cash

Read this article →
How do I create a Bitcoin wallet?

Creating a Bitcoin wallet is as easy as installing software on your mobile device or computer

Read this article →
Learn the basics

Get a simple introduction to Bitcoin and why it matters

Read this article →
How is bitcoin taxed?

Learn the basics of bitcoin and other cryptocurrencies taxation

Read this article →
How do I keep my bitcoin safe?

Make sure your digital assets are safe with these simple tips

Read this article →
How do I buy bitcoin?

Learn how to get your first bitcoin in minutes

Read this article →
How do I sell bitcoin?

Learn how to sell bitcoin into local currency safely

Read this article →
Start from here →
Start investing safely with the Bitcoin.com Wallet

The full-service Bitcoin Wallet trusted by millions

Everything you need to buy, sell, trade, and invest your Bitcoin and cryptocurrency securely

Bitcoin.com in your inbox

A weekly rundown of the news that matter, plus educational resources and updates on products & services that support economic freedom